Программа реализуется Санкт-Петербургским центром арт-терапии совместно с Академией искусств Игоря Бурганова (Москва)
Дистанционный курс (онлайн)
Для лиц с высшим психологическим, художественным, медицинским, педагогическим и иным образованием, студентов старших курсов.
Объем подготовки: 256 ак.ч.
Сроки проведения цикла:с 20 октября 2021 г. по апрель 2022 г. включительно.
Занятия проводятся в режиме онлайн, с 19.00 до 21.30, раз в неделю по средам.
По окончании программы слушатели пишут и защищают выпускную квалификационную работу.
Программа включает 32 вебинара, разделена на три семестра, 14 модулей, включающих от одного до трех вебинаров с дополнительным временем на выполнение домашних заданий.
По итогам освоения программы будет выдан диплом установленного образца с правом ведения нового вида профессиональной деятельности «арт-терапия»
Прошедшие образовательную программу в полном объеме, но не планирующие выполнять выпускную квалификационную работу получают свидетельство о повышении квалификации.
Полная стоимость участия в программе:66 000 р. Стоимость каждого семестра обучения – 23 000 р. Дополнительно оплачивается научное руководство выпускной квалификационной работой и оформление диплома – 15 000 р. Оплата за обучение производится перед началом каждого семестра.
Образовательная программа посвящена арт-терапии как научно-практической дисциплине с широким диапазоном практического применения, включая разные области клинической практики, образования и социальной работы с разными группами населения – детьми, подростками, взрослыми, а также семьями и сообществами. Арт-терапия связана с оказанием психотерапевтической помощи и психосоциальной поддержки при разных психических и поведенческих расстройствах и нарушениях адаптации, нарушениях развития. Арт-терапия рассматривается как одно из направлений специализации (дополнительного образования) лиц с высшим психологическим, медицинским, художественным, педагогическим и иным образованием, что позволяет им приобрести новые компетентности, необходимые для оказания нового вида помогающей деятельности на основе использования терапевтических возможностей искусства и творческой личностной активности.
Прохождение программы позволяет проводить индивидуальную, групповую и семейную арт-терапию в качестве основного или дополнительного метода лечебно-профилактической и реабилитационной практики, формирования стрессоустойчивости, развития сообществ и организаций, а также личностного роста, социализации и адаптации лиц с разными возможностями здоровья.
Преподаватели и кураторы программы
Мы – команда Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация». Ассоциация стояла в основе создания арт-терапевтического образования в России и в настоящее время осуществляет курацию образовательных программ по арт-терапии, ориентируясь на международные критерии и стандарты подготовки. В наш преподавательский состав входят доктора и кандидаты наук, опытные практики в области арт-терапии, применяющие ее в медицине, образовании и социальной сфере, представители зарубежных школ арт-терапии.
Научно-методический куратор и преподаватель программы
Доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии СПбАППО, доцент кафедры психотерапии, мед. психологии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Профессор «Академии искусств Игоря Бурганова». Председатель Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация».
врач-психотерапевт, клинический психолог, арт-терапевт, преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, руководитель модальности Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно при Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги
Наталия Рафаэлевна Назарова
Преподаватель программы
канд. псих. наук; член Совета, действительный и почетный член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики "Арт-терапевтическая ассоциация"
психотерапевт метамодального направления, кандидат медицинских наук, руководитель модальности «Песочная терапия» ОППЛ, руководитель секции «Песочная терапия» РПА, автор метода метамодальной песочной терапии – «плассотерапия», супервизор и президент Ассоциации песочной терапии, ректор Международной академии интегральной психотерапии и тренинга (ЧОУ ДПО «МАИПТ», Санкт-Петербург), директор Института песочной терапии ЧОУ ДПО «МАИПТ», руководитель секции песочной терапии в Арт-терапевтической ассоциации.
директор магистерской программы арт-терапевтического образования Флоридского государственного университета (Таллахасси, шт. Флорида, США), президент Аккредитационной комиссии Американской арт-терапевтической ассоциации (США).
сертифицированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, участвует в международных социальных арт-терапевтических проектах, ведет частную практику (Финдхорн, Великобритания)
Учебный план программы профессиональной переподготовки
Объем подготовки – 256 часов
№п/п;Названия модулей и темы каждого дня;Объем подготовки в академ. часах;Количество вебинаров в каждом модуле и семестре
;Первый семестр;80;7
1;Арт-терапия: введение в специальность;16;1
;Арт-терапия как вид психотерапии, психологической и психосоциальной помощи;2;
;Арт-терапия как многообразие методов. Формы и области практического применения. Клиническая и социальная арт-терапии.;1;
;Арт-терапевтические компетенции, связанные с областями практического применения;1;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;12;
2;Основы теории и методологии арт-терапии;16;1
;Теория и методология арт-терапии как триединство концепций личности, биопсихосоциогенеза и арт-терапевтического вмешательства;1;
;Арт-терапевтический процесс;2;
;Приемы арт-терапевтического сопровождения и фасилитации;1;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;12;
3;Структурно-динамические концепции личности как одна из основ теории и методологии арт-терапии;16;2
;Творческая личностная функция и ее развитие в онтогенезе;2;
;Методика исследования творческого анамнеза;4;
;Метод СоулКоллаж как инструмент структурно-динамического исследования личности;4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;6;
4;Разработка программ арт-терапевтического воздействия;16;1
;Правила разработки программ арт-терапевтического вмешательства;1;
;Процессуально-технологические аспекты арт-терапевтического вмешательства;1;
;Оценка эффективности программ арт-терапевтического вмешательства и доказательная медицина;2;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;12;
5;Арт-терапевтическая среда и материалы;16;2
;Концепции арт-терапевтической среды и материалов. Правила оформления арт-терапевтического кабинета (студии/центра арт-терапии);2;
;Традиционные и нетрадиционные художественные материалы и техники. Экологические и цифровые медиа в арт-терапии;2;
;Объекты (реди-мейды) в арт-терапии;4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;8;
;Второй семестр;80;14
6;Художественные материалы и техники изобразительного искусства в арт-терапии;16;3
;Глина и иные пластические материалы;4;
;Принтовые техники;4;
;Коллаж и фотоколлаж;4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;4;
7;Полимодальные техники в арт-терапии;16;3
;Понятие полимодальности и межмодальности в арт-терапии. Межмодальный переход (трансфер);4;
;Сочетание изобразительного искусства с музыкой, повествовательной активностью, ролевой игрой, движением и танцем;4;
;Нарративные (визуально-нарративные) техники ар-терапии;4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;4;
8;Фотография в арт-терапии;16;3
;Фототерапия и фото-арт-терапия. Классификация техник фототерапии. Работа с личными фотодокументами клиентов. Фотопроективные техники.;4;
;Фотопортрет и фотоавтопортрет.;4;
;Фотографирование среды и объектов.;4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;4;
9;Психодиагностика в арт-терапии;16;2
;Многомерная арт-терапевтическая психодиагностика;1;
;Психологическая оценка личности в арт-терапии;3;
;Методы арт-терапевтической психодиагностики семьи и группы;4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;8;
10;Арт-терапия в медицине;16;3
;Арт-терапия в медицинских учреждениях психиатрического профиля («большая психиатрия»);4;
;Арт-терапия пограничных психических расстройств («малая психиатрия»);4;
;Арт-терапия при расстройствах личности (на примере Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно);4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;4;
;Третий семестр;80;11
11;Арт-терапия при соматических и геронтологических заболеваниях. Арт-терапия аддиктивных расстройств.;16;2
;Арт-терапия с лицами пожилого и преклонного возраста;2;
;Арт-терапия при соматических заболевания. Арт-терапия в практике паллиативного ухода.;4;
;Арт-терапия аддиктивных расстройств (алкогольная, наркотическая зависимость);2;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;8;
12;Арт-терапия детей и подростков;16;3
;Основы методологии детско-подростковой арт-терапии;4;
;Арт-терапия при нарушениях психического развития;4;
;Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками группы риска;4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;4;
13;Семейная арт-терапия;16;3
;Современные модели арт-терапевтической работы с семьей. Психодиагностика в семейной арт-терапии;4;
;Интерактивные техники семейной арт-терапии;4;
;Семейная групповая и семейная общинная арт-терапии;4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;4;
14;Социальная арт-терапия;16;3
;Социально-ориентированная арт-терапия и современное искусстве;4;
;Социальные аспекты арт-терапевтической работы с лицами с ОВЗ, пациентами психиатрического профиля, представителями группы риска развития психогенных психических расстройств и нарушений адаптации;4;
;Формы и методы социальной арт-терапии;4;
;Самостоятельная подготовка и тестовый контроль;4;
15;Итоговый контроль: написание и защита выпускной квалификационной работы;32;
;Итого:;256;32