В беседе звучали имена тех, кому посвятил Салават Щербаков свои памятники... «...Мы служим памяти. Ведь памятник – от слова «память». Это определенная фиксация информации в соответствующей художественной форме о наших предках для наших потомков. Для того, чтобы смотреть в будущее, нужно видеть и понимать прошлое». По работам Щербакова потомки будут знать героев его памятников – Александра Первого и Столыпина, патриарха Гермогена и Св. Владимира, Чехова и Шухова, Моисеева и Смоктуновского. Как возникают идеи и замыслы «персональных» памятников? Какой период работы предшествует их воплощению? На эти вопросы мастер отвечал не раз и в кругу своих учеников и в различных беседах и интервью. «Обычно к нам приходит какая-то общественная идея, требование времени. Мы не придумываем эту идею, а отвечаем на определенный социальный заказ как профессионалы. Например, поставить памятник первому министру путей сообщения Мельникову или гению космонавтики Сергею Павловичу Королеву. Или другому еще более отдаленному во времени историческому лицу. Необходимо всесторонне изучить иконографические материалы, связанные с этой личностью. Хорошо, если есть нужные книги, фотографии, документы, воспоминания. Надо включить свое воображение. А вообще необходимо решить две основные задачи: первая связана с общей идеей, образом жизни героя, отношением к нему современников, вторая задача диктует всё это гармонично вложить в язык скульптуры и архитектуры...» Если в станковом произведении художник выступает как его единовластный автор, то в монументальной работе его союз с архитектором необходим. Ведь статуя или сложная композиция должна занять художественно мотивированное место в конкретной городской или ландшафтной среде.
Эту мысль будущие скульпторы хорошо поняли и оценили на примере таких сложно композиционных работ Салавата Щербакова, как «жанровая» скульптура «Прощание славянки» на территории Белорусского вокзала, мемориал погибшим воинам интернационалистам на Поклонной горе, монумент в честь Дальней авиации на Девичьем поле. С.Щербаков – автор и руководитель творческой группы уникального проекта памятных стел «Город воинской славы» для разных городов и уголков России. Художественный метод Щербакова в монументальной скульптуре идет от классических традиций отечественного искусства, от заветов правды, гармонии и ясности, от идей реализма. Начинающие художники с интересом ознакомились с творческим кредо мастера, почувствовали ту связующую нить, которая соединяет современный взгляд на вещи с рациональным и здоровым консерватизмом в искусстве. Сегодня многие желают прослыть новаторами, «актуальщиками», ниспровергателями устаревших ценностей и методов. Но что такое настоящий дух современности, какая огромная профессиональная основа должна быть у каждой инновации, – они представляют себе плохо.
Салават Александрович не устает повторять, что мода на актуальное искусство вызывает в ответ обострение консерватизма. «С одной стороны, есть высокая классика, с другой – консерватизм ради консерватизма, что становится уже неким тормозом, негативом. Плохо, что иногда художник не понимает остроты проблем и поверхностно, по инерции утверждает свою верность традиции. А ведь традиция – это самый трудный путь на вершину, его надо выстрадать, логически обосновать всем своим творчеством. И консерваторам, и новаторам важно понимать самое главное: культура требует постоянного движения и развития, поиска адекватного времени художественного языка. Поэтому я стремлюсь осваивать основополагающее классическое направление в искусстве».
Игорь Александрович Бурганов подытожил встречу одной творческой аксиомой: можно исповедовать в искусстве любую методологию, но не терять свою индивидуальность, быть верным избранному пути. Гостям Салавата Щербакова и на этот раз был представлен художник цельный, духовно зрелый, идейно последовательный. Его индивидуальность, безусловно, состоит в том, что он не ищет кривых дорожек в искусстве, не отвечает мелким и фальшивым «вызовам» в профессии, сохраняет свой высокий духовный уровень и соответствует ему необходимыми художественными достоинствами и органичными пластическими качествами. И еще одно высказывание, характеризующее кредо С.Щербакова: «В монументальной скульптуре есть очень тонкая грань, когда нельзя уклониться в цирк, пафос, пустоту, лакировку действительности. Если это серьезные, глубокие темы, с долей трагизма, величия личности, поступка, ума, то любая суетность компрометирует замысел».
Трудно ожидать от начинающих художников, что они непременно последуют всем советам и пожеланиям мастера, ведь они совершенно другие – другое мышление, другое поколение, иное национальное воспитание и мировоззрение. Но встреча с такой незаурядной личностью, с таким уникальным мастером подстегивает дерзать, совершенствовать не только свой профессионализм, но и воспитывать важные и необходимые человеческие качества, без которых не состоится настоящий художник.