Формы и методы арт-терапии
Исторически формируясь как вид помогающей деятельности, объединяющей художественную и психологическую (психотерапевтическую) практику, арт-терапия породила разнообразие форм и методов.
Сформировались следующие основные формы арт-терапии:
1. индивидуальное арт-терапевтическое консультирование/индивидуальная инсайт-ориентированная арт-психотерапия, то есть, такой вариант работы, при котором на протяжении курса занятий или на его определенных этапах активно применяются средства изобразительной деятельности как основа проективно-символической коммуникации клиента и специалиста;
2. групповая арт-терапия в форме открытой студийной, закрытой или полуоткрытой интерактивной групп, для которых характерна не только индивидуальная или совместная изобразительная деятельность участников, но и совместное обсуждение созданной продукции, групповые дискуссии на материале созданных работ и с учетом отношений и запросов участников занятий;
3. семейная арт-терапия; которая, в отличие от обычного семейного консультирования и семейной психотерапии, характеризуется активным применением изобразительных средств, выступающих основой для диагностики и коррекции семейных отношений.
В деятельности современных специалистов по арт-терапии лечебное изобразительное искусство и арт-психотерапия дополняют друг друга, создают значительные возможности для проведения работы с разными людьми и решения разных задач лечения, реабилитации и развития человека. Они могут составлять репертуар разных форм и методов работы, используемых, с учетом индивидуальных особенностей клиента или группы.
1.2. Применение
Арт-терапия может использоваться в медицинских, образовательных и социальных учреждениях, в рамках лечебных, профилактических, реабилитационных и развивающих программ, проводимых с общинами, коллективами (корпорациями), в практике медиации. Возраст и клинический статус участников арт-терапевтических занятий может варьироваться в широком диапазоне. Показания к применению арт-терапии включают. Клинические расстройства: невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, зависимости от психоактивных веществ, расстройства личности, психосоматические заболевания и соматопсихические реакции, психические расстройства, более тяжелые, чем ППР включая шизофрению, аффективные психозы, органические психические расстройства, а также общие и специфические расстройства развития у детей. Консультативные проблемы для назначения арт-терапии включают: проблемы межличностных отношений, идентичности и самооценки, недостаточной мотивации к деятельности, планирование будущего, профориентация. К задачам неклинического характера, связанным с развитием человеческого потенциала (личности, коллективов и сообществ) на основе арт-терапии можно отнести: повышение эффективности и качества деятельности и общения (спорт, силовые структуры, диспетчера, менеджеры и иные категории), образования и воспитания (дети и подростки без нарушений развития, поведенческих или эмоциональных расстройств), развитие уверенного поведения, межличностных навыков, навыков управления стрессом и саморегуляции, развитие ресурсов семей и сообществ с целью гармонизации и укрепления отношений, более эффективного функционирования, сохранения здоровья, системной трансформации социальных групп и общественных отношений.
2. Специалисты арт-терапии и арт-терапевтическое образование
2.2. Арт-терапевтическое образование
Существуют стандарты арт-терапевтического образования. Государственными (федеральными) органами и саморегулирующимися профессиональными организациями (такими, например, как Американская арт-терапевтическая ассоциация) проводится экспертиза образовательных программ такого рода на предмет их соответствия имеющимся стандартам.
Значительное место отводится изучению теории и методологии арт-терапии и получению опыта работы в учебной группе практической направленности, когда слушатели выполняют разные виды изобразительной деятельности с целью самовыражения и самопознания и работают с собственными переживаниями и проблемами. Во многих случаях, помимо занятия в таких группах, слушатели обязаны пройти в определенном объеме личную терапию.
Во всех существующих программах арт-терапевтического образования за рубежом художественная практика рассматривается как важнейшая составная часть профессиональной подготовки. Студенты учатся понимать язык художественной экспрессии, связь создаваемых произведений с внутрипсихической и межличностной динамикой и с существующими в обществе формами изобразительного искусства. Важное место отводится индивидуальной творческой работе студентов с параллельной рефлексией личного опыта, подготовке выставок и представлению собственной продукции в группе. Рассматриваются вопросы профессиональной этики. В последние годы все больше внимания обращается на приобщение слушателей к методам исследований, развитию у них навыков рефлексии и оценки собственного опыта арт-терапевтической деятельности и ее эффектов.
соответствующие образовательные программы о формируются на основе стандартов дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) по психологии, и с учетом общих требований, предъявляемых к программам арт-терапевтического образования. С начала 2000-х годов с Российской Федерации начали проводиться программы профессиональной переподготовки по психологии со специализацией по арт-терапии и другим направлениям терапии искусством включая интермодальную терапию экспрессивными искусства. С самого начала при разработке таких программ учитывался международный опыт и стандарты арт-терапевтического образования, а экспертами выступали представители общественных профессиональных арт-терапевтических организаций (в частности, РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»).