Обучающий курс «Системная семейная арт-терапия. Работа с семьей и детско-родительскими отношениями».

Практически-ориентированный курс для педагогов, психологов, художников и других помогающих практиков. Программа проводится совместно с Арт-терапевтической Ассоциацией. Научный руководитель: А.И. Копытин.

family_2Курс знакомит с подходами системной семейной терапии и арт-терапевтическими методами работы с семьей, проблемами детско-родительских отношений. Занятия представляют наиболее активно используемые на сегодняшний день методики арт-терапии для диагностики, коррекции, развития, помощи в адаптации в работе с семьей. Преимущества и оригинальность каждого метода будут раскрыты на примере работы с определенными проблемами и сложностями внутри семейной системы и детско-родительских отношений. Цикл направлен на системное освоение техник семейной арт-терапии, закладывает базу для дальнейшего практического использования методов.

Расписание семинаров:

— А.И. Копытин — «Экологическая арт-терапия в работе с семьей. Ландшафтные вехи развития семьи»
— М. Слинькова — «Арт-терапевтические методы диагностики параметров семейной системы»

— И. Коваленко — «Личное и семейное: использование предметов и фотографий в арт-терапии»
— М. Слинькова — «Стадии жизненного цикла семьи. Работа с семейными кризисами методами арт-терапии»

— Т. Потемкина — «Арт-терапия травм и утрат в аспекте системной семейной терапии»
— Н. Таланова — «Арт-терапия в работе с семьей с детьми с особенностями развития»

— А.И. Копытин — «Техники активной фототерапии в работе с семьей»
— И. Бурганов — «Использование скульптуры в семейной арт-терапии»

Описание семинаров

1. Экологическая арт-терапия в работе с семьей. Ландшафтные вехи развития семьи.

Преподаватель: А.И. Копытин. Время: 19:00 — 22:00.

В ходе семинара-тренинга будут представлены основы методологии семейной арт-терапии, представлен спектр методов семейной арт-терапии. Основное внимание будет уделено техникам средового и экологического подхода в арт-терапии, предназначенных для работы с семейной и родовой системами на основе творческого взаимодействия с природной и антропогенной средой. Участники освоят технику «Ландшафтные вехи развития семьи», сочетающую изобразительную деятельность и повествовательную творческую активность и позволяющую работать с разными семейными и личными проблемами на основе укрепления физической, эмоциональной, ценностно-смысловой и духовной связи с природным и антропогенным ландшафтом.

2. Арт-терапевтические методы диагностики параметров семейной системы

Преподаватель: Марина Слинькова. Время: 11:00 — 18:00.

В рамках данного семинара-тренинга будут представлены теоретические и методологические положения системной семейной психологии, как основа для понимания процессов, происходящих в семье. Участники семинара более подробно рассмотрят структурную теорию семьи Сальвадора Минухина. В качестве единицы анализа будет рассмотрена нуклеарная семья – муж, жена и ребенок. Будут представлены такие параметры семейного взаимодействия как сплоченность, коалиции, иерархии, границы, описывающие функционирование семьи как системы. Исследование структурных параметров системы будет произведено с помощью «Социограммы семьи» в арт-терапевтическом подходе; диагностика динамических параметров семьи с использованием семейных заданий Хелен Ландгартен и техник семейной арт-терапии Мексин Джунге.

3. Личное и семейное: использование семейных предметов и фотографий в арт-терапии.

Преподаватель: Илья Коваленко. Время: 11:00 — 18:00.

Семинар посвящен методам арт-терапевтической работы с личным и семейным пространствами, с их границами и взаимопроникновением. В ходе занятия будут представлены методы, использующие личные и семейные предметы, а также фотографии, фотоальбомы. Участники освоят техники работы с готовыми объектами — символическими маркерами семейных отношений и индивидуального опыта — с целью исследования и корректирования влияния событий и отношений прошлого и настоящего в личной и семейной истории.
Семинар также знакомит с базовыми техниками фототерапии и использованием готовых фотографий в семейной арт-терапии. Будут представлены раскрывающие, диагностические и терапевтические возможности метода. Даны техники работы с личными и семейными фотографиями на основе метода соулколлаж.

4. Стадии жизненного цикла семьи. Работа с семейными кризисами методами арт-терапии.

Преподаватель: Марина Слинькова. Время: 11:00 — 18:00.

На семинаре будет рассмотрен процесс прохождения семьей стадий жизненного цикла и изучены особенности переживания ею нормативных и ненормативных кризисов. Будут представлены феноменология, особенности диагностики и основы оказания психологической помощи семье и ее отдельным членам в кризисные моменты. А так же, внимание будет уделено влиянию социальной ситуации и внешних факторов на развитие семьи при прохождении нормативных и ненормативных кризисов. Участники освоят арт-терапевтические техники диагностики, коррекции и терапии в работе с семейными кризисами, техники работы с использованием изобразительной активности, метафорических ассоциативных карт (МАК), техники песочной терапии для работы с семейной системой.

5. Арт-терапия травм и утрат в аспекте системной семейной терапии

Преподаватель: Татьяна Потемкина. Время: 11:00 — 18:00.

На семинаре рассматриваются методики арт-терапевтической помощи семье и ее членам при работе с психологическими травмами и утратами. На семинаре будет рассмотрено влияние травм и утрат на функциональность семейной системы на примере теории семейных систем М. Боуэна. Будут изучены эмоциональные процессы, сопровождающие утрату и травму, а также влияние травмы на контекст семьи (на паттерны коммуникации, способы регулирования эмоций, проективные процессы, межпоколенную передачу дисфункций и др.) Отдельно будет рассмотрено влияние травмы на типы привязанности и, как результат, формирование устойчивых эмоциональных и коммуникативных паттернов в семье. Слушатели на практике познакомятся с возможностями диагностики и способами коррекции травм семейной системы с помощью изобразительных методов (методики Дорис Аррингтон и Дж. Рубин), освоят методики построения метафорической генограммы, нарративные техники арт-терапии.

6. Арт-терапия в работе с семьей с детьми с особенностями развития

Преподаватель: Наталья Таланова. Время: 11:00 — 18:00.

На семинаре рассматриваются диагностические, коррекционные и поддерживающие аспекты использования арт-терапии в работе с семьей с детьми с особенностями развития. Участники освоят возможности техники «объемная мандала», применимые в работе с родителями особых детей.

7. Техники активной фототерапии в работе с семьей

Преподаватель: А.И. Копытин. Время: 19:00 — 22:00.

В ходе семинара-тренинга будут представлены возможности использования фотографии в работе семьей — работа с семейными альбомами, семейными портретами, «семейными ландшафтами», визуально-нарративные техники с использованием повествовательной активности  на основе фотографий и др. Будут раскрыты основные принципы и задачи применения данных техник с целью диагностики, развития и коррекции семейных отношений. Участники освоят техники, которые предполагают выполнение заданий, связанных с фотосъемкой среды и созданием семейных портретов в среде (средовой и ландшафтной фотографией).

8. Использование скульптуры в семейной арт-терапии.

Преподаватель: И.А. Бурганов. Время: 11:00 — 18:00.

Глина предоставляет огромные возможности для творческого исследования тем, связанных с семьей, родом, семейными отношениями. Однако обращение к глине требует определенных навыков, практики и знаний технологических особенностей ее использования. Данное занятие посвящено освоению технологических приемов работы с глиной и скульптурой в семейной арт-терапии. В профессиональной скульптурной мастерской каждый участник будет работать над созданием собственного проекта — тематического барельефа из гипса. Дается живая информация из истории скульптуры, раскрываются технологические секреты работы с глиной. Участники познакомятся с приемами и тонкостями работы с глиной и узнают психологические методы использования.

Преподаватели программы:

Александр Иванович Копытин — руководитель программы, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии СпбАППО, президент Арт-терапевтической Ассоциации.

Марина Слинькова — системный семейный психолог, психолог-диагност, ЭФТ-терапевт (ICEEFT, Канада), преподаватель Центра Системной Семейной Терапии.

Илья Коваленко — психоаналитический психолог, арт-терапевт, преподаватель, куратор образовательных программ Центра Арт-терапии.

Татьяна Потемкина — врач, психолог-консультант, системный семейный терапевт, ЭФТ-терапевт (ICEEFT, Канада), арт-терапевт, преподаватель Центра Системной Семейной Терапии

Игорь Бурганов — кандидат искусствоведения, скульптор, заслуженный художник РФ, профессор Международной Академии Архитектуры, специалист в области арт-терапии.

 

Обучающий курс «Системная семейная арт-терапия»
google-site-verification: googleb644a85df5e2c986.html