Аннотация. Клиническая и социальная арт-терапия представлены в качестве ведущих направлений совре­менной арт-терапии. Они базируются на применении искусства с целью лечения и социальной поддержки разных клинических и социальных групп. Дана краткая характеристика клинической системной арт-терапии. Дается определение ключевых особенностей социаль­ной арт-терапии и ее влияния на клиническую практику. Ключевые слова: клиническая, социальная, арт-тера­пия, системная.

В последние годы отмечается значительное расшире­ние спектра разных форм и областей использования арт- терапии в отечественной и зарубежной лечебно-профи­лактической и реабилитационной практике. Происходит становление ее социального и клинического направле­ний, в развитии которых принимают активное участие представители разных профессиональных групп.

Современная арт-терапия тесно связана с признани­ем ценности человеческих ресурсов как важнейшего условия устойчиво развивающегося общества. Забота о   человеческих ресурсах неотделима от совершенство­вания медицинской и социальной помощи, в том числе путем внедрения эффективных методов профилактики, лечения и реабилитации психических и соматических заболеваний. В последнее время арт-терапия проникает в самые разные области медицины, социальной рабо­ты и образования. Из среды лечебных учреждений она перемещается в образовательные и социальные учре­ждения, широкую культурную среду.

Развитие арт-терапии характеризуется значитель­ным разнообразием ее форм и методов, ориентиро­ванных на разные клинические и социодемографические группы и принимающие во внимание культурные и институциональные условия. Она использует богатый опыт культурного наследия с характерными для него формами художественной экспрессии и исцеляющей практики, связанной с творчеством и общением. Она также опирается на достижения медицины, психиа­трии, психотерапии, психологии и собственно арт-тера­пии предшествующих этапов ее исторического развития с наработанными и доказавшими свою эффективность подходами.

Для ряда западных стран (прежде всего, США и Великобритании) характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в ини­циирование первых форм арт-терапии (Э. Адамсон,

А. Хилл, Э. Крамер), а также психоаналитиков (Э. Крис, М. Милнер, М. Наумбург). Развиваемые ими в 20-е — 60-е годы прошлого века методы базировались в основном на таких подходах, как:

  • инновационная художественная педагогика с более свободным, чем это характерно для классического худо-

доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического обра­зования (СПбАППО), председатель РОО «Арт-терапевтическа; ассоциация» (Санкт-Петербруг)

жественного образования, использованием художественных средств и большей ориентацией на спонтанность и индивидуальность творческих проявлений личности больных и здоровых людей

  • концепции целостного воспитательно-образовательного и гармонизирующего воздействия на личность* посредством искусства [8; 17];
  • динамически-ориентированные подходы в психотерапии, включая классический психоанализ, аналитическую психологию К.Г. Юнга, теорию объектных отношений [7; 11; 14; 15; 16], а в последующем также групповую психодинамическую психотерапию [13; 19]. 1

Роль некоторых клиницистов, прежде всего, психиатров, признававших защитно-стабилизирующую роль творческой активности больных и использовавших их изобразительную продукцию при постановке диагноз;

и в исследованиях клинических проявлений и динамию

психических расстройств, также следует выделить. Они нередко поддерживали творческие занятия пациентов и способствовали становлению первых форм арт-терапи в ряде стран Европы и в Северной Америке. Среди них —

В Моргенталер (Швейцария), Г. Принцхорн (Германия

Л. Навратил (Австрия), В. Андреоли (Италия), Р. Вольма «И

Ж. Делей (Франция), И. Харди (Венгрия), А. Якаб

Г. Вилмер, Н. Льюис (США).

Хотя клиницисты-психиатры сыграли определенную роль в развитии новых лечебно-профилактических подходов на основе использования изобразительной деятельности пациентов за рубежом, эта роль была сравнительно невелика. Психодинамические и художественно-образовательные подходы с самого начала развития «трансатлантической» арт-терапии оказались связанными с клиницизмом, особенно в том значении этого понятия, которого придерживаются отечественные психиатры-психотерапевты [1; 2] и представители клинико-психиатрических школ континентальной Европы.

Вклад клиницистов-психиатров в развитие отечественных аналогов арт-терапии был и остается более значительным по сравнению со многими зарубежным кап­странами, в том числе странами с высоким уровнем профессионализации арт-терапии (США, Великобритания).

В последние годы происходит развитие новых моделей клинической (медицинской) и социальной арт-терапии, дополняющих психодинамическую и художественно-образовательную модели. Они характеризуются всё более тесной связью с клинической медициной, с одной стороны, и повышенным вниманием к социальным и культурным факторам, с другой. Что касается клинической (медицинской) арт-терапии, то она ориентированна более на  активное использование искусства в медицинских учреждениях на основе биопсихосоциальной парадигмы развития и лечения психических и физических заболеваний. Наряду с психиатрией на сегодняшний день клиническая арт-терапия представлена в таких областях медицины, как соматическая медицина (профилактика иние острых и хронических заболеваний внутрен­ний органов), паллиативный уход, профилактическая — ^ ‘_ина. гериатрия, педиатрия. Наиболее характер- , «ьмм отличительными особенностями клинической s адапии являются:

— ‘r-ебно-профилактическая направленность арт- ■^^г^тического вмешательства;

1 использование творческой активности пациен- е -зчестве дополнительного (вспомогательного) шш эс-овного фактора профилактики и лечения пси- х и соматических (психосоматических) забо- з также реабилитации лиц с ограниченными •гостями психического и физического здоровья; :с—ентация на использование не только универ- -о и более дифференцированных, специаль- ес-о-профилактических арт-терапевтических й. учитывающих специфику заболевания, его .—г-ий и патогенеза;

г^гемление к стандартизации вмешательств. •=—:э1Х на клинические мишени, связанные не с : = -ешними проявлениями болезней, но и при- -: с акторами и механизмами их развития;

I S ~о=г генное внимание к эффективности лечебно- х. : •: —еских воздействий, связанное с проведени- ** -.—жеваний на основе норм и принципов доказа- ■Bfe-c медицины;

I ® :■== .-.’зация специалистами с клинической подго- рвшюк = -зшей стране — клиническими психологами Шр»«^и-г-сихотерапевтами, а за рубежом — клиниче- г -ерапевтами, включенными в полипрофесси- •Ш:-: е бригады;

Г «—ссительно высокая степень централизации •- ~ока в основном со стороны административ*

  • г — -еского звена и в гораздо меньшей степени общественных, в том числе профессиональ-

ккзаций и граждан (институтов гражданского

*з зрт-терапевтических вмешательств как

  • рованных лечебно-профилактических услуг :з счет средств страховой медицины.

интеграции арт-терапии в клинические ■ : • =ется клиническая системная арт-терапия 5-5 Она имеет ряд существенных отличий *емых за рубежом моделей арт-терапии.

1 “со-ы. и отечественных аналогов (в частно­го V. Е Бурно), применяемых в клинической пра- I -pv-сй. CAT выступает комплексным видом 1*~гез-5 ил итационного воздействия, включаю- — •: * □ занятия художественным творчеством, • —:стное взаимодействие, обсуждение про- “ : :—г:тва пациентов в контексте их проблем

и системы отношений, а также применение различных психотерапевтических приемов, реализуемых на основе личностного подхода.

Используемая при разработке CAT концепция лично­сти как системы отношений человека с окружающей средой связана с признанием художественного твор­чества в качестве особого вида личностной активно­сти, обладающего важной адаптационной, копинговой функцией и используемого в широком диапазоне жиз­ненных ситуаций, включая ситуации стресса и болез­ни. При этом творческая деятельность понимается как вид личностной активности, затрагивающий эмоцио­нальную, когнитивную, поведенческую, физическую и духовную сферы и выполняющий функцию сохра­нения и преобразования идентичности как динамиче­ской системы регуляции самоотношения и отношений с внешним миром.

Важной составной частью CAT выступает динамиче­ская концепция лечения, предполагающая обоснование общих и специфических факторов лечебно-профилак­тического воздействия CAT, а также уточнение про­цессуально-технологических особенностей арт-тера- певтического вмешательства при разных психических и соматических нарушениях и состояниях дезадапта­ции. Динамическая концепция лечения формируется на основе клинической (клинико-психологической) и социальной концепции расстройства и исследования личности пациента.

 

Другим важнейшим вектором развития современной арт-терапии является социальная арт-терапия. Она ока­зывает влияние на арт-терапию клиническую и имеет ряд характерных особенностей:

  1. Ориентирована на предупреждение и смягче­ние проблем психосоциального характера, связанных с отношениями людей и социальных групп:
  2. Стремится к повышению эффективности деятель­ности. качества жизни и отношений людей на основе фактора творческой активности;
  3. Использует искусство как катализатор позитивных социальных изменений;
  4. Направлена на устранение или смягчение нега­тивных психосоциальных последствий психических и соматических заболеваний — стигматизации (клейме­ния), маргинализации, а также возникающих на их почве психогенных реакций и состояний дезадаптации;
  5. Уделяет внимание реабилитации и социальной интеграции (инклюзии) людей с ограниченными возмож­ностями здоровья и представителей групп риска;
  6. Используется с целью развития организаций, лич­ностного и профессионального роста, духовного обога­щения и развития людей;
  7. Зачастую применяется за рамками учреждений здра­воохранения. образования и социальной помощи либо,поддерживая с ними определенную связь, стремится к большей автономности и независимости от них, аффи- лируясь с гражданскими инициативами, общественными объединениями, негосударственными фондами;
  8. Предполагает иной характер отношений между специалистами и получателями услуг. Они представля­ют собой скорее форму партнерских отношений, нежели отношений эксперта и клиента (пациента).

Социальная арт-терапия подготовлена и поддержи­вается развитием социальных наук, новых направлений философии и психологии, характеризующихся большим вниманием к социальным, культурным, дискурсивным факторам, определяющим субъектность и отношения между людьми. Социальная и в определенной мере кли­ническая арт-терапия в последние годы уделяют все боль­ше внимания роли властных отношений, контекста (вклю­чая роль культуры, институциональной среды, сообществ и т.д.), мультикультурным влияниям, политике, правовому контексту, проявлениям неравноправия, глобальным фак­торам доминирования, самоопределению и сопротивле­нию институтам социальной гегемонии.

Становление социальной арт-терапии позволяет специалиста*-‘ в этой области, а также представителям творческих профессий развивать новые формы работы :         5 ■ . -селениях культуры, медицинской помощи и системы образования, а также

еле,-Иногда эти новые формы работы могут быть отнесены к терапии, иногда — к сфере искусства.

Важным условием эффективной работы в сфе­ре социальной арт-терапии, часто переплетающейся с арт-терапией клинической, является гражданская пози­ция специалиста. Она позволяет ему, с одной стороны, быть убежденным в возможности позитивных измене­ний, касающихся физической и психологической сферы людей и функционирования разных социальных групп и сообществ. С другой стороны, гражданская позиция предполагает способность к критической оценке быту­ющих форм социальной практики, включая медицину, образование, культуру, разные виды лечебной и обра­зовательной деятельности, идеологию.

Гражданская позиция специалиста в области соци­альной арт-терапии тесно связана с представлением о том, что позитивные социальные изменения реализу­ются через творчество и общение людей и могут начи­наться с уровня отдельной личности, семьи, коллектива (сообщества), учреждения или общества в целом.

Kopytin, Alexander.

Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Psychology, St. Petersburg Academy of Post Graduate Pedagogical Education, Russian Art Therapy Association Chair (St. Petersburg).

Ис

Art Therapy as a Real Synthesis of Science and Art.

Abstract. Clinical and social art therapy has been describec30«» as a mainstreamtrend in the contemporary art therapy. It i5C4> based on the use of arts for treatment and social support of-1® different social and clinical groups. The article presents brief,isi: characteristic of clinical systemic art therapy and defines key*=; features of social art therapy and its impact on clinical practice P* Keywords: clinical, social, art therapy, systemic.

Список литературы:                                   I —

  1. Бурно M.E. Терапия творческим самовыражением 1-е изд. — М.: Медицина, 1989. -в*
  2. Бурно М.Е. Клинический театр-сообщество в психи- * ; атрии. — М.: Академический проект, 2009.
  3. Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое = обоснование, методология применения, лечебно-реаби — » литационные и дестигматизирующие эффекты. — СПб : Санкт-Петербургский научно-исследовательский психо : ■ неврологический институт им. В.М. Бехтерева. Авторе^ ~ дисс. на соискание ученой степени доктора медицин — ских наук. 2010.
  4. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройстЕ -СПб.: Речь, 2011.
  5. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии. — J СПб.: Речь, 2014.
  6. Adamson, Е. Art as healing. London, Coventure, 1984.
  7. Champernowne, I. Art therapy at the Withymead Centre American Bulletin of Art Therapy. Spring, 1963.
  8. Dewey, J. Art as experience. New York, Capricorr *

Books, 1934.

  1. Hill, A. Art versus illness. London, Allen and Unwin, 1945 ~ ■
  2. Kramer, E. Art therapy in a children’s community ~шSpringfield, II.: Charles C. Thomas Publisher, 1958.
  3. Kris, E. Psychoanalytic explorations of art. New York **c Schocken Books, 1952.
  4. Lydiatt, E.M. Spontaneous painting and modeling. Londor I

Constable, 1971.

  1. McNeilly, G. Further contributions to group analytic a’ I a therapy// Inscape. 1987.Vol. 8, № 3. P. 3-6.
  2. Milner, M. On not being able to paint. Londor «; : Heinemann, 1950.
  3. Naumburg, M. Studies of the free expression of behaviA • disturbed children as a means of diagnosis and therapy. Nev L c: York, College Foundation, 1947.
  4. Naumburg, M. Dynamically oriented art therapy: in principles and practices. New York, Grune and Stratton, 196c
  5. Petrie, M. Art and regeneration. London, Elek, 1946.
  6. Waller, D. Becoming a profession. The history of a- IS therapy in Britain. London and New York, Routledge, …………………………………… m

Waller, D. Group interactive art therapy. Londor’ r* Routledge, 1993.

google-site-verification: googleb644a85df5e2c986.html